Лермонтовские места в Железноводске

Впервые Лермонтов посетил Железноводск в 1825, а затем был здесь в 1837 году и, наконец, в 1841 году. Но Железноводск в эти годы только начинал строиться, поэтому в нем не сохранилось домов или сооружений, связанных с именем поэта. Ванные здания представляли небольшие турлучные домики, покрытые тростником, а были и такие ванны, которые находились прямо на открытом воздухе. Например, по описанию И. Радожицкого в 1824 году, вода из главного источника, вытекающая в виде небольшого ручья, стекала затем по деревянному открытому желобу. На расстоянии около 20 метров ниже от источника был сделан водоем метра в 3 длины и 1 метр глубины. Водоем был выложен камнем и являлся единственной в Железноводеке ванной. Над водоемом сделан шалаш, покрытый тростником. При большом стечении больных в него садилось одновременно от 4 до 6 человек. По словам П. Савенко, в Железноводске в 1828 году было всего три деревянных и несколько турлучных домов. После 1828 года началось строительство частных домов. В этом году возле источника № 12, в котором принимал ванны Лермонтов, поставлена палатка типа юрты с двумя ваннами. В 1841 году около источника № 1 имелось ванное здание для военных.

Во всё время пребывания Лермонтова в Пятигорске в 1841 году военное начальство постоянно требовало выезда его в полк. Лермонтов, надеясь выйти в отставку, оттягивал отъезд. Но шестинедельный отпуск, полученный для лечения, заканчивался, и в июле комендант дважды вызывал Лермонтова, предлагая ему выехать из города. Он сумел получить отсрочку только на три дня и вместе со Столыпиным должен был выехать в Железноводск для окончания лечения.
Последняя поездка Лермонтова в Железноводск совершилась за день до смерти, но посещал он его в этом году и раньше. В книге регистрации Кавказских Минеральных Вод «на записку прихода и расхода купальных билетов» за 1841 год 8 июля сделана следующая запись: «г. поручику Лермонтову четыре билета в Калмыцкие ванны по 50 коп. за билет, на 2 рубля», а 15 июля записано: «г. поручику Лермонтову пять билетов на ванны № 12 по 50 коп., на 2 руб. 50 коп».
Катя Быховец рассказывает, что 15 июля «…Как приехали на Железные, Лермонтов сейчас прибежал; мы пошли в рощу и всё там гуляли… Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил, говорил мне так, что сейчас можно догадаться, но мне в голову не приходила дуэль. Я знала причину его грусти и думала, что всё та же; уговаривала его, утешала как могла, и с полными глазами слез (он меня) благодарил, что я приехала, умаливал чтоб я пошла к нему на квартиру закусить, но я не согласилась; поехали назад, он поехал тоже с нами».
Лермонтов был убит, но не был побежден. Своим смелым отрицанием устоев дворянско-крепостнического общества, гневным обличением его, то есть любовь к В. А. Бахметьевой правящей клики Лермонтов приближался к революционным демократам. Его поэзия проникнута мечтами о свободном человеке, свободном обществе, где нет насилия и неравенства. Его презрение к апатии и жажда великих подвигов зажигали сердца современников.
Этими чертами поэзия Лермонтова дорога и близка человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *